Композиция - Неотъемлемая составляющая любого произведения, будь оно создано художником, музыкантом, архитектором или ювелиром.
Неправильная композиция может разрушить мастерски созданное творение. И, увы, не помогут ни дорогие материалы, ни удачное цветовое сочетание. Люди, художественно одаренные, зачастую, интуитивно находят правильное композиционное решение, но кто сказал, что этому нельзя научиться!
В основах композиции довольно трудно разобраться наскоком, но мы попробуем в сегодняшнем посте затронуть самое главное, что поможет вам в будущем создавать композиционно верные, интересные работы).
Композиция (СОСТАВ - лат.) В переводе буквально означает со-расположение. Простым языком соединение в единую форму разрозненных элементов.
В основах композиции довольно трудно разобраться наскоком, но мы попробуем в сегодняшнем посте затронуть самое главное, что поможет вам в будущем создавать композиционно верные, интересные работы).
Композиция (СОСТАВ - лат.) В переводе буквально означает со-расположение. Простым языком соединение в единую форму разрозненных элементов.
В композиции существуют три главных закона:
-Равновесие. Когда все элементы сбалансированы между собой (не путать с равными объектами по величинам). Уравновешенность - основа гармонии. Уравновесить произведение может как пустое поле, так и одна единственная точка. Равновесие не характеризуется одной составляющей. Оно зависит от многого: расположения основных объектов, композиционного центра, ритма, пластики, от цветовых и тональных отношений элементов между собой и целым и так далее. Таким образом изменение какой-то одной составляющей в процессе работы, может повлечь за собой пересмотра других - об этом важно помнить.
-Единство. Когда изображение выглядит единым целым, не распадающимся на отдельные куски. Если все части изображения различны, не имеют ничего общего, то целого композиционного решения они создать не могут. Целостности можно добиться путем единства цветового, фактурного, пластического решения, формообразования. Если среди простых элементов появляется сложный, который забирает главный акцент на себя, то нужно, либо вводить объединяющее цветовое решение, либо повторять контуры, силуэты, схожие со сложным элементом.
И вот перед нами уже широкий диапазон возможных результатов, рисуются будущие образы, но ведь нужно с чего-то начать составление композиции?
Как правило, начинается все с выбора формата. Формат может быть совершенно разным: квадратный, прямоугольный горизонтальный и вертикальный, круглый, овальный и т.д. Заранее заданный формат заведомо определит форму будущей композиции, что уже значительно облегчает задачу и сужает рамки.
Далее надо разобраться с масштабом и пропорциями. Это неотъемлемая часть создания гармоничного образа.
Все знают или слышали про «Золотое сечение» - Пропорциональное соотношение между элементами, где целое относится к большей части, как большая часть относится к меньшей. Про масштабную пропорцию никогда не нужно забывать, хотя очень часто это срабатывает интуитивно. «Золотое сечение» это не просто выведенные формулы, оглянитесь - строение человеческого тела, яблока, раковины, членение стеблей растений. Перечень примеров в природе огромен.
В дальнейшем при компоновке элементов, нужно помнить, что будущее изображение должно быть гармоничным. А гармонии достичь не так уж и сложно, главными аспектами являются:
Ритм. Без него не выстроится красивой композиции. Основными признаками являются повтор элементов, форм или явлений, их чередование. Ритм бывает простым, когда изменяется что-то одно (форма, цвет, расстояние между элементами), и сложным - изменения по нескольким параметрам.
Контраст. Необходим в произведении для моментального визуального воздействия. Контраст дает быстрое прочтение информации, придает выразительность, выделяет главные элементы. Но иногда может быть и разрушителем.
Нюанс. Создает целостность, но в какой-то момент может превратить все в монотонность и вялость. Во всем нужна мера!
Контраст и нюанс не существуют отдельно друг от друга, их равновесие является гармонией.
Цвет. И без него нельзя обойтись. Ориентироваться в цветовых комбинациях вам поможет наш предыдущий пост «Цветовой круг». Здесь же можем отметить свойства цвета, создавать иллюзию приближения (насыщенные теплые тона) и удаления (холодные малонасыщенные тона).
Композиционные оси. Направления развития композиции. Они могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными.
Вертикальные оси дают торжественность, устремленность.
Горизонтальные - неспешность.
Диагональные - динамика.
Оси могут комбинироваться, создавая сложные композиции.
Пятно всегда образуется из формы. Среди форм можно выделить простейшие (сложные формы образованы из них):
-Квадрат. Утверждающая, тяжелая форма. Ей чуждо чувство полета, но если необходимо добавить монументальности, подходит идеально.
-Треугольник. Активная, противоположная форма. В зависимости от расположения вершины (вверх или вниз) меняет свое состояние устойчивости. Несет в себе возможности движения и может выражать агрессивные образы.
-Круг. Ассоциируется с мирозданием, природой, жизнью.
Амеба. Неустойчивые, текучие образы.
Линия - всегда выражает движение: медленное, стремительное или хаотичное.
Точка - это тоже форма. Иногда, для придания равновесия просто незаменимая.
В произведениях, формы в чистом виде, конечно, используются не всегда. Они подвергаются стилизации, трансформации, но так, или иначе первоначальные формы прочитываются.
Формы есть, что дальше?
Способов их соединения между собой немного.
Можно сгруппировать, что является самым первым и распространенным действием. Группировать можно все: пятна, линии, точки, теплые и холодные цвета, размеры фигур.
Другой способ соединения - наложение и врезка, та же самая группировка, но без присутствия пробелов между элементами. Другими словами. Расположение объектов, один над другим.
Соединяя элементы, мы создаем различные формы композиции.
- Точечная, где обязательно проглядывается центр. Очень хорошо подходит под это определение круговая композиция.
- Линейно-ленточная. Различного рода орнаменты.
- Плоскостная. Заполнение соответственно поверхности листа.
- Линейно-ленточная. Различного рода орнаменты.
- Плоскостная. Заполнение соответственно поверхности листа.
Есть и другие формы, но они больше относятся к трехмерным творениям.
В первую очередь вкладывайте в свои творения душу. Живите ими, и тогда обязательно найдете своего зрителя!
Какие вы молодцы ! СПАСИБО за статью! ОЧЕНЬ полезно!!!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень полезная статья - пошла изучать в подробностях.
ОтветитьУдалитьОчень полезная статья!!! Спасибо!!
ОтветитьУдалитьЗдорово, очень полезно и наглядно все исполнено!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
Вперед к совершенству!!!)))
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью, очень пригодится!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень познавательно, прочитала с огромным удовольствием!
ОтветитьУдалитьОчень полезно и с примерами! спасибо!
ОтветитьУдалитьДа, как много я не знаю...С такими знаниями действительно все будет-гармонично!Спасибо!
ОтветитьУдалитьЖалко,что такую полезную статью прочитала только сейчас...хотя лучше поздно,чем никогда.Спасибо большое за статью!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за все ваши уроки. Для начинающих скрапперов они - бесценны!
ОтветитьУдалить